ЛАЗ — Украина — 73
{{стиль}}
Первый и единственный советский автобус, являющийся настоящим лайнером международного класса ("За рулем", 5, 1975). Создан в одном экземпляре [[ЛАЗ|Львовским автобусным заводом]] в 1973 году.
Так уж сложилось, что на протяжении почти сорока лет Львовский автобусный завод, наряду с традиционными для советских пассажиров автобусами ЛАЗ-697 и [[ЛАЗ-699]], выпускал отдельную серию автобусов под общим названием «Украина». Основным отличием этих моделей были значительно повышенные параметры внутреннего комфорта, установка новейших моделей двигателя, ходовой части и тормозной системы. Самые первые автобусы серии «Украина»: ЛАЗ-Украина-1 и ЛАЗ-Украина-2 (знакомый советскому телезрителю по фильму «Королева бензоколонки») сошли с конвейера в 1961 году, обозначив тогда новую ступень в развитии советского автобусостроения.
ЛАЗ-Украина-73 стал последним в этой серии международных лайнеров.
В салоне автобуса к услугам пассажиров были предусмотрено два телевизора, магнитофон, радиоприёмник, гардероб, бар-буфет, холодильник, кофеварка, газовая плита и туалетная комната (не каждый автобус в наше время имеет такой набор!), плюс система контроля температуры. Для каждого пассажирского кресла, регулируемого по наклону спинки и ширине, были подведены индивидуальное освещение и вентиляция. В отличие от предшествующих междугородных ЛАЗов, на ЛАЗ-Украина-73 была установлена пневматическая дверь, раздвигающаяся при открывании. Уровень пола пассажирского салона у автобуса был несколько приподнят относительно кабины водителя, что позволяет говорить о попытке воплощения такой модной сегодня полутораэтажной концепции.
В техническом отношении автобус планировалось снабдить дизельным двигателем ЯМЗ-740 (прототип дизеля КАМАЗ-740). Но из-за расхождения в сроках изготовления агрегатов, вместо дизельного был установлен карбюраторный двигатель ЗИЛ-375Я5 и механическая пятиступенчатая коробка передач ЯМЗ-204У.
По уровню комплектации салона и техническому отношению ЛАЗ-Украина-73 вобрал в себя все технические достижения автобусостроения того времени, и мог бы тягаться с некоторыми современными моделями. Однако, для успешного процесса разработки такого проекта требовались не только силы Львовского автобусного завода, но и четкая слаженная работа смежных отраслей промышленности, выпускающих обивки, сидения, технические элементы салона и моторного отсека и др. В этом отношении изготовление автобуса подобного класса становится намного сложнее, чем изготовление, например, легкового автомобиля, и требует слаженности и отсутствия бюрократических проволочек, характерных для советской промышленности тех лет. Вероятно, именно эти проволочки так и не позволили автобусу ЛАЗ-Украина-73 стать серийным образцом. Судьба опытного экземпляра неизвестна. Габариты автобуса 11940х2500х3194 мм. Число пассажирских мест — 36.
== Источники ==
* [http://www.denisovets.narod.ru/index.htm Автомодельное бюро]
* [http://www.autoussr.ru/index.php Автомобили СССР]
* [http://www.autowp.ru/picture/132593 Автомобили в картинках]
== Литература ==
* Шугуров Л. М., Ширшов В. П. Автомобили страны Советов. М. Досааф 1980 г. 105 с.
* Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. В трех частях. Клуб фанатов техники. М. ИЛБИ, Прострэкс 1993 г.
{{Bus-stub}}
{{ЛАЗ}}
[[Категория:Автобусы СССР]]
[[Категория:Автобусы ЛАЗ|Украина]]
12.12.2013 14:26:21
|